Как откалибровать монитор в домашних условиях
Каждый профессиональный фотограф рано или поздно задается вопросами: Как откалибровать монитор и нужно ли это делать? Как определить это визуально с максимальной долей достоверности? Если вы этого еще не сделали, то — печаль. Опуская научную сторону и максимально упрощая тему — вот три вещи, которые ваш монитор должен выполнять грамотно:
— корректно воспроизводить оттенки кожи (красные лица бывают только у индейцев и у тех, кто задержался на пляже);
— проработывать детали в глубоких тенях и светлых участках (в черном тоже бывают детали!);
— серый «в жизни» должен оставаться серым «и на мониторе», т.е. не вызывать ощущения паразитной зацветки.
Есть такой человек Алексей Шадрин, один из авторитетнейших экспертов в области цветокоррекции. Он разработал тест, позволяющий визуально определить, адекватно ли настроен ваш монитор или нет. Тест универсален для любых цветопередающих систем и в просторечии называется «Хакамада-тест».
Скачать тестовое изображение
Программа для калибровки монитора
Atrise lutcurve — программа для калибровки монитора в домашних условиях. Atrise lutcurve — годится для калибровки как ЖК (жидкокристаллического монитора), так и ЭЛТ (на электронно лучевой трубке).
Программа поможет без аппаратного калибратора настроить ваш монитор. Высокая точность калибровки достигается за счет использования особенностей человеческого восприятия: глаз очень чувствителен к оттенкам серого цвета. Все вычисления основаны на научной статье А. Робертса «Измерение передаточной характеристики дисплея (гамма)».
Для чего нужна калибровка монитора? Идеальный вариант — это когда изображение на всех мониторах должно выглядеть одинаково, но этого не добиться, ибо у всех мониторы разные и не все желают заморачиваться на правильном отображении цветов. 🙁 Ну а для фотографа важно, чтобы цвета на фотографии отображались максимально правильно, ибо изображение при приемке из-за этого могут забраковать.
Программа калибровки монитора Atrise lutcurve работает под управлением операционной системы Windows 2000, XP (x86 и x64), Vista SP1 (x86 и x64), Windows 7 (x86 и x64).
Визуальный тест «Хакамада»
В последнее время широкое распространение получили высококачественные измерительные приборы (спектрофотометры), позволяющие выполнять оценку физических параметров изображений, в частности, таких как спектральный коэффициент отражения запечатанных участков поверхностей, фотометрическая яркость световых потоков, отраженных от этих участков, оптические плотности последних и т.д. Однако, как мы знаем, физические параметры изображения характеризуют лишь меру и характер воздействия световых потоков (стимулов) на зрительный аппарат наблюдателя, но не ощущения, возникающие под этими воздействиями.
Характер ощущений, возникающих в стандартных условиях просмотра (например, условиях просмотра Р1, позиционированных ISO 3664:2000), можно эффективно спрогнозировать с помощью программного обеспечения спектрофотометров (и получить результат в виде т.н. перцепционных показателей — CIELAB-координат), а также применив т.н. модели цветового восприятия, позволяющие выполнить то же, но в нестандартных условиях просмотра.
Однако как бы ни были точны приборы, предоставляющие физические данные, и как бы эффективны ни были аналитические модели, рассчитывающие параметры ощущений из этих данных, ни что не может заменить визуальной оценки, которая всегда является финальной инстанцией в деле воспроизведения изображений: образ, вызванный воздействием изображения на зрительную систему наблюдателя, является конечным продуктом всех усилий.
Таким образом, необходимость использования максимально информативного тестового изображения при оценке качества цветовоспроизводящих систем — очевидна. Но, вместе с тем, создание такого изображения не может быть произвольным и должно опираться на диагностику наиболее проблемных моментов воспроизведения.
К таким проблемным моментам относятся:
— удовлетворение принципу баланса по серому (принцип Ральфа Эванса). Принцип Эванса в контексте цифрового цветовоспроизведения звучит как то, что объекты, которые в цифровом файле изображения позиционированы как серые (хроматические координаты a*и b* равны нулю), должны при взгляде на отпечаток, выполненный с этого файла, вызывать ощущение серого без какой-либо паразитной хроматической подцветки;
— адекватное воспроизведение оттенков кожи лица;
— проработка деталей в глубоких тенях и высоких светах изображения;
— степень и характер компрессии внеохватных (внегамутных) цветов.
Исходя из перечисленных критериев вниманию предлагается тестовое изображение, разработанное в 2000-2001 гг., прошедшее испытание в течение почти семи лет в самых разнообразных условиях и зарекомендовавшее себя как высокоэффективный визуальный тест качества настройки цветовоспроизводящих систем, в частности, печатающих.
Позиция «1» отвечает за контроль соблюдения эвансовского принципа. Градиент в файле задан от L100 a0 b0 до L0 a0 b0. Легко догадаться, что при просмотре под любыми источниками, за исключением дешевых трехполосных люминесцентных ламп (и при условии полной адаптации наблюдателя) он должен быть идеально серым на всем протяжении (без паразитных подцветок) и не иметь тональных ступеней (паразитных контуров).
Позиция «1а» — то же, что «1», но в форме шагового клина. Особенностью является то, что шкала представлена не квадратными образцами, расположенными сторонка к сторонке (как в большинстве тестов), но в виде овалов. Такой способ позволяет уйти от т.н. эффекта Германа, который в данном контексте является безусловно паразитным (подробнее об эффекте Германа см. здесь). Плюс к тому овальные образцы позволяют оценить разбор теней и общую контрастность тонового клина не в привычном идеализированном варианте, но в имитации «боевых» условий, когда теневые элементы изображений зачастую оказываются в светлом окружении.
Позиция «2» — контроль передачи skin tones. Портрет девушки-японки получен по электронной почте непосредственно от специалистов фирмы «PENTAX», не подвергался никакой коррекции и преобразованиям, и потому интересен двумя вещами: во-первых, снимок сделан в студийных условиях с хорошо поставленным светом, правильным хроматическим балансом камеры и идеальной экспозицией; во-вторых, несмотря на то, что девушка — представитель азиатской расы, цвет лица ее безупречно подогнан визажистом к европейскому. Кстати говоря, холстинка, на которой стоит корзина с фруктами (стандартное тестовое изображение ISO), также обладает идеально телесным оттенком.
Позиция «3» — назначение этого блока очевидно: контроль деталировки в глубоких тенях и высоких светах изображений. По разбору теней настройку системы можно считать идеальной, если на крайней правой черной колонке различима цифра «9» (и все остальные) при освещенности 500 lux (условия просмотра Р2; режим конверсии — perceptual); очень хорошо — различима «8» (при тех же условиях); удовлетворительно — «7»; терпимо — «6». По пропечатке в светах настройку системы можно считать идеальной, если на крайней левой белой колонке различима цифра «1» (и все остальные); очень хорошо — различима «2»; удовлетворительно — «3»; терпимо — «4».
Позиция «4» — набор образцов, цветовые координаты которых лежат вне охвата большинства печатающих систем, но внутри охвата большинства аддитивных трихроматических устройств (цифровых камер, мониторов). По этим образцам очень легко оценить характер потерь, возникающих при компрессиях внегамутных цветов в целевой охват (чаще всего, охват печати). При этом наиболее показательной является вертикальная колонка из шести горизонтальных прямоугольников (желтого, малинового, голубого, синего, зеленого и красного). На рисунке ниже показаны варианты цветовых потерь, возникающих:
— слева внизу — при конверсии в perceptual-режиме по профайлам струйной системы Epson Stylus Pro 9800/бумага S041641, построенным Profile Maker 5.0.8 в режиме perceptual-мэппинга «Logo Colorful»;
— справа внизу — при конверсии в perceptual-режиме по профайлу евроофсетного печатного процесса на мелованных бумагах;
— верхнее изображение — исходный файл.
Далее. Предварительную оценку степени и характера компрессий при мэппинге можно выполнить и с помощью графического редактора, воспользовавшись опциями «View\Proof Setup» или «Edit\Convert to Profile»:
Подробнее с вопросами гамут-мэппинга можно будет познакомиться в монографии Роберта Ханта «Цветовоспроизведение» (6-ая редакция), перевод которой намечен к публикации осенью 2008 г. или на лекционно-практическом курсе, читаемом автором данной заметки.
Скачать тестовое изображение
* * *
Итак, как уже было сказано выше, предложенный тест (получивший шуточное название «Хакамада») прошел испытание временем и зарекомендовал себя наилучшим образом при визуальной оценке качества колориметрической настройки фотолабов, струйных систем, лазерных систем, полиграфических систем (офсетных и флексографских). Однако он может быть взят за основу любого другого визуального теста, как откалибровать монитор, который может оказаться лучше и эффективнее. При этом главное в создании тестового изображения — это понимание трех моментов:
— визуальное восприятие — конечная инстанция всех наладочных мероприятий;
— создание визуального теста должно быть ориентировано не столько на выявление технических огрех работы аппаратов (этому служат иные тест-изображения), сколько на соответствие критериям, обсуждавшимся выше;
— визуальный тест изготавливается в расчете на очень длительное использование (годы), поскольку эксперту требуется устойчивый ментальный образ тест-изображения (формирующийся далеко не сразу), позволяющий быстро оценить качество работы системы и выявить малейшие отклонения, зачастую незаметные неопытному наблюдателю.
Оригинал в статье Алексея Шадрина