Классический фотопортрет в творчестве
В толковых словарях слово «классический» переводится с латинского «classicus» как первоклассный, образцовый, правильный, строгий и т.п. Наверное, не стоит вдаваться во все тонкости перевода этого слова, а остановимся лишь на вышеперечисленных определениях. В моем понимании выполнение классического портрета, во всей своей строгости и по всем правилам, способно дать совершенный результат. Хотя, это и не всегда так.
Все правила, применяемые в живописи в течение многих веков, успешно перекочевали и в фотографию. Получается, что в наши дни съемка на современные цифровые профессиональные камеры производится в соответствии с канонами, заложенными еще во времена античного искусства с поправкой на новые возможности фотоаппарата.
Классический портрет и его признаки
Во-первых, это безупречное освещение, которое передает объемы лица и фигуры модели, запечатленной на снимке. Различные акценты света способны создавать определенные настроения на фотографии. Второе, на что следует обратить внимание — это естественная, довольно сдержанная и эстетичная поза модели. Поза и выверенный свет скрывают все недостатки и, в тоже время, подчеркивают все имеющиеся достоинства.
Естественность модели — один из основополагающих моментов, присущих всем видам съемки, будь то: портрет, репортаж, fashion, свадебная фотосессия. Не кажется ли вам, что фотограф со всеми этими знаниями основ создания классического портрета в какой-то мере подобен художнику? Во многом так и есть, только вместо кистей он использует камеру, объективы и другое фотооборудование.
Забавная притча о корове
История произошла не так, чтобы очень давно, но это и не столь важно. В одном европейском городке муниципалитет объявил конкурс среди местных художников. Победителю предоставлялась возможность в прямом смысле увековечить свое имя на стенах города, написав на них свои картины. В итоге работники мэрии получили множество картин, и все — в абстрактном стиле. Так как жюри (в лице все тех же представителей органов власти) не особенно разбирались в современной живописи, то не смогло определить победителя.
Поэтому в следующем туре было предложено написать картину с коровой, в этот раз максимально фотореалистично. Но выяснилось, что все конкурсанты являлись самоучками, не знавшими многих элементарных канонов живописи. Никто из них не смог нарисовать картину «правильно».
Какие можно сделать выводы?
Мораль этой истории заключается в том, что абстракция — это хорошо, но каждый художник обязан иметь весь необходимый багаж знаний и быть в состоянии сделать классический портрет. Фотограф также должен уметь «рисовать корову», что поможет создавать живые эстетичные портреты. Замечу, что в «fashion» фотографии используется несколько иное освещение.
Техника съемки этих двух видов фотографического искусства разнится. Особенно это заметно при работе с моделью. Таким образом, я беру на вооружение только те знания съемки классического портрета, которые применимы в данном случае.